27)В 15 в складывается многообразная типология жанра русской повести. Разновидности: воинская повесть, агиографическая, мемуарная и т д. Стабильный жанр исторической повести продолжает существовать.
«Повесть о Темир-Аксаке». Выявлено более 200 списков, выдержавших более 10-ти редакций. Это объясняется, Во-первых, тем, что повесть выросла из сказания о чуде иконы Владимирской Богоматери, а во-вторых, тем, что она рассказывала о человеке необычной судьбы.
Время возникновения – кон. 14 — 1-я пол. 15 в. В 70—80-х 14 в. создаются две основные редакции произведения.
В большинстве списков жанр произведения определяется как повесть.
Произведение это не о поражении, а о бескровной победе над врагом. Победа воспринималась как чудо.
Темир – легендарный полководец, победивший хана Тохтамыша. В повести об этом человеке сообщается, что он был кузнецом по профессии, а по характеру – жестоким разбойником и вором. За то, чтоон украл овцу в молодости, его безжалостно избили, и поэтому он остался хромым. Повреждённую ногу заковал в железо – отсюда прозвище «железный хромец» (Темир-Аксак по-тюркски).
На самом деле, историческая личность – Темир – был сыном феодала, прославился как военный полководец, создал государство с центром в Самарканде. На самом деле овцы не было, а была военная схватка, где он был ранен в бедро.
Автор пошёл не за фактом, а за народной молвой, сделав произведение беллетристическим.
1395 г. – Темир взял г. Елец и остановился. Подумал 15 дней, а потом повернул армию назад и ушёл в Крым. Во время опасности главную святыню переносили в Москву, над которой нависла угроза. Военные историки объясняяют появление Темира разведкой. Но русским подобное поведение врага помогает аргументировать теорию, что Москва – богоизбранный город. Позднее эта мысль будет развита и в 16 в, превратится в теорию «Москва – третий Рим».
Слова, часто встречающиеся в тексте, содержат корень «мног». Повтор этих слов создаёт атмосферу неизбывного горя. Темир назван «вторым Батыем».
Таким образом, главной идеей «Повести о Темир-Аксаке» становится мысль о богоизбранности Москвы как нового политического центра Руси. Город спасает национальная святыня, некогда перенесённая из Киева во Владимир, что подчёркивает правомочность наследования государственной власти московским князем, которого автор называет великим князем и даже самодержцем.
Отредактировано Be Mary (2009-01-18 10:23:05)