29) 15 век в истории русской литературы ознаменовался растущим интересом к беллетристическому чтению, особенно к жанру повести, которая выросла из легенды, сказки или притчи, а главной проблемой в ней стал вопрос о нравственном облике правителя.
«Повесть о Дракуле» называют новеллистической, беллетристической или легендарно-исторической повестью.
«Повесть была создана в конце 15 в, по мнению Я. С. Лурье, государевым дьяком Фёдором Курицыным. Известный еретик и крупнейший дипломат, Курицын возглавлял в 80-е гг русское посольство в Венгрию и Молдавию. Там он мог услышать предания о Дракуле и использовать их в своей повести.
Влад Цепиш правил в Валахии в 50-70 гг. 15 в. и прослыл самым жестоким правителем Европы. Прозвище по отцу – Дракула (отец принадлежал к ордену Драконов). Цепиш – «сажатель на кол».
«Повесть о Дракуле» - русская версия легенд. Написана в форме отчётной отписки.
Содержит рассказы о правителе, похожие на исторический анекдот. В основе рассказов – мотив соревнования умов. Жизнь того, кто ведёт беседу с Дракулой, часто зависит от его находчивости и умения угодить владыке. Строятся рассказы как диалог.
Речи Дракулы остроумны, загадочны. Прежде чем сжечь нищих, он спрашивает их, хотят ли они стать «беспечальными» и ни в чём не испытывать нужды, подразумевая, что только смерть может избавить человека от всех бед и забот. Послы многих государств были казнены Дракулой за то, что не смогли ответить на его коварные вопросы из-за неопытности или «малоумия».
Грозный владыка борется со злом в своей земле бескомпромиссно. Больше всего достаётся от Дракулы иноземцам. Тем, которые не сняли перед Дракулой шляпы, он приказывал прибить шляпы к голове. Каждое прегрешение каралось Дракулой одинаково – смертью.
Умирает Дракула на поле боя с иноземцами. Но убивают его свои люди, случайно приняв за турка (он получи удар в спину).
Идея произведения толковалась исследователями по-разному. Одни считали, что идея – «вот таким должен быть правитель». Другие полагали, что в повести осуждена тирания.
Переход Дракулы из православия в католичество по требованию венгерского короля вызывает и осуждение, и сочувствие, так как это вынужденный шаг для человека, двенадцать лет находившегося в плену. В целом произведение лишено средневекового дидактизма, а в самом герое преобладает то «зломудрие», то «велемудрие».
Повесть отразила жестокие нравы той эпохи, когда человек чувствовал себя совершенно беззащитным и жил в страхе
Отредактировано Be Mary (2009-01-18 10:29:14)