30) Обычно 16-м веком заканчивали русское средневековье, относя уже 17 век к новой литературе.
Крупнейшие публицисты 16 в. попали в ряд преступников. Максим Грек был отлучён от церкви на время, был дважды судим. Иосиф Волоцкий был насильно пострижен в монахи.
Это время поворотное – время торжества идей централизации страны. Московское государство прирастает удельными княжествами, его пределы увеличиваются за счёт успешных войн России в это столетие. У Литовского княжества возвращены исконно русские города. Завоевание Сибири. Военные походы Ивана Грозного на Казань наконец-то в 1551 г. увенчались успехом. Это превратило русское государство в многонациональное. Почти все православные страны в 16 в. получили независимость.
Москва – центр мирового православия. Возникла теория, что Москва – третий Рим. Москва становится средоточием религиозно-политических дебатов, которые ведутся в Европе, поскольку в 16 в. актуальной является проблема объединения церквей – православной и католической.
16 в считается самым спорным в истории русской литературы. Централизация литературного дела, преодолеваются удельные тенденции. Писатели учатся работать сообща. Однако литературу 16 в часто именуют «литературой застоя». По словам Д. С. Лихачёва, эта литература обобщала накопленное, но не сумела создать ничего нового.
16 в противопоставляется 15-му – веку русского Предвозрождения. 16 в ставят в вину, что Возрождения на Руси не состоялось.
В 16 в русская церковь заняла позицию сильной, воинствующей церкви. Позиции церкви упрочились. Считалось, что священство выше царства (как душа выше тела).
Другую причину несостоявшегося Возрождения учёные видят в плохо развитой городской культуре. Города всегда были очагами свободомыслия, в то время как крестьянство было консервативно.
Третья причина – падение Новгорода и Пскова, «последних очагов вольности святой».
Кроме того, исторический путь России был самобытным. Всё самое талантливое было привлечено на строительство Московского государства, ушло в сферу военную, дипломатическую, церковную. Приток талантов в литературное дело снизился. Сюда можно добавить и постоянные войны, террор.
16 в – век кричаще-противоречивый, век обострившихся конфликтов, когда главным было преодолеть наметившийся раскол в обществе.
Конфликт царя и боярства, которое защищал Курбский. Боярство в свою очередь противостояло дворянству, которое начинает активно формироваться именно в этот период. И царь вёл войну на два фронта. Кроме боярства он противостоял церкви, священству, которое пыталось выступать в роли светодателей при самодержце. Это противостояние осложнялось тем, что священство не было единым и внутри него шли споры. Церковники делились на две партии:
1. иосифляне (стяжатели) – во главе с Иосифом Волоцким. Проповедовали исконность и законность монастырского землевладения. Выступали за нищету монахов, но за богатство монастыря. Иосифляне вошли в историю русского монашества ещё и как сторонники церковной инквизиции: «Еретика убить – руку освятить», «Лучшие оружия – нож и рать». Иосифляне считали, что царская власть  - от Бога, но считали, что царь в управлении сторон должен опираться на духовных думцов. Иосифляне выступали за уничтожение монастырских уставов: в церкви должен был действовать общежительский устав: суровая дисциплина, воля игумена была священной.
Как писатели иосифляне выступали новаторами: полагали, что «в борьбе все средства хороши»; в произведениях использовали формы деловой прозы; любили послания, уставы. В их произведениях появлялись первые образцы сатиры.
2. нестяжатели («заволжские старцы») – во главе с Нилом Сорским. Выступали против владения монастырями, землями и живыми душами, а это приводило к тому, что монашество следовало реформировать и монастырь заменить скитом, где душу спасали, работали учитель и 2-3 ближних ученика. Они могли содержать себя, отказываясь от денежной милостыни. Кроме того, они помогали нуждающимся. Итак, скитническая форма предполагала трудничество, отказ от милостыни и творение этой милостыни.
Нестяжатели выступали за «умную молитву». Монах не должен вмешиваться в политику, а совершать главный подвиг монаха – молитвенный. Молитва превращается в средство наказания у иосифлян, а нестяжатели выступали против этого, так как такая молитва не прочувствованная. Нестяжатели полагали, что лучшим средством борьбы с еретиками является слово. Выступали против церковного террора.
В литературном творчестве нестяжатели были традиционалистами. Не допускали в язык просторечий. Диалектов. Их стиль был возвышенным, произведения – элитарными.
В государственных интересах было отобрать земли у церкви. Монастырское землевладение не было отменено, так как любая власть должна быть освящена. Однако ограничено было право приобретения новых земель – царь поддержал нестяжателей. Однако в истории не все решения вытекают из логики, и в борьбе победили иосифляне. Их позиция стала официальной. Они сумели сохранить земли и добиться репрессий по борьбе с еретиками.
Еретические движения в Москве и Новгороде росли. Рост этот был связан с тем, что в конце 15 в ожидался конец света: заканчивалась пасхалия, разработанная до 1492 г. Еретики предполагали, что если загробного мира не существует, то монашество бесполезно: их миссия – молиться за души умерших – перестаёт быть необходимой.
Чтобы не допустить раскола церкви, иосифлянам нужна была поддержка царя. Не случайно на 16 в приходится небывалый расцвет публицистики. Нужны были отклики писателей на злобу дня,  решение проблем: каким должен быть царь, на какое сословие он должен опираться в решении проблем и т.п.
В 1-ой половине 16 в публицистика лидирует. От исхода публицистических дебатов будет зависеть жизнь писателей – отсюда ренессанская вера в силу слова. Русская публицистика 16 в – явление новое. В этот период размываются границы между деловой и художественной прозой. Публицистика – пограничный жанр. Новые формы: дипломатическое послание, монастырский устав и т. д. В недрах публицистики начинает складываться индивидуально авторский стиль.