Внутренняя политика Николая I. Расцвет и упадок бюрократического самодержавия. Теория официальной народности, кодификация законов, крестьянский вопрос.

Цель своей политики Николай 1 видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в неё революционной "заразы".
При Николае 1 роль Государственного совета как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре 1, была частично подменена Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Особое место занимало 3-е отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединённый с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа.
Армия чиновников выросла до 70 тыс. человек. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан).
Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить большой порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.
Николай 1 проводил продворянскую политику. При нём было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.

Теория официальной народности (создана консерватором графом Уваровым). Она была основана на трёх принципах:
- православие;
- самодержавие;
- народность.
Самодержавие представлялось единственно возможной формой правления в России.
Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как приссущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству.

Кодификация законов. Эта работа была поручена возвращённому из ссылки Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в "Полном собрании законов Российской империи" (45 томов). Действующие законы были помещены в 1832 г. в "Свод законов" (15 томов). Всё это было направлено на усиление бюрократизации управления.

Крестьянский вопрос. При Николае 1 он обострился ещё сильнее, чем при Александре 1. Правительство опасалось гласности в обсуждении крестьянского вопроса. Создавались Секретные комитеты, деятельность которых свелась к бесплодным дискуссиям.
Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.
1837-1841 - реформа управления государственными крестьянами. Цель - поднять благосостояние государственных крестьян и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано Министерству государственным имуществ, которое заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд крестьян, увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях школы и больницы. Впервые вводилось выборное местное крестьянское самоуправление.
1841 - запрещено продавать крестьян поодиночке и без земли.
1842 - указ "Об обязанных крестьянах" (рекомендательный характер). Помещикам разрешалось отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности.
1843 - безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.