Др. л. - литература русского средневековья 11-17 вв. она основывалась на религиозно-символическом способе изображения действительности. Существовало двоемирие: мир "горний" - сакральный - открывался лишь угодным богу. Мир "дольний" - это реальная земная жизнь, она познаётся с помощью телесных очей. Средневековая лит. - беспроблемная лит., на которую знали ответ. Др. писатель высоко ценил естественную красоту мира и негативно относился к искусственной. Отсюда мотив нерукотворности икон, чудесного основания монастырей. Понятие красоты в средние века отличалась иерархичностью. Абсолютная красота вечна и истинно прекрасна, её воплощал бог. Красота делится на небесную и земную. Все составляющие связывала духовная красота. Для искусства средневековья характерен сплав категорий этического и эстетического. Красиво то, что нравственно. Добро - это свет и тепло. Зло - олицетворение безобразия, мрачное и холодное. отсюда контрастность в изображении героя, душа которого - арена борьбы сил добра и зля. Культуру Средневековья часто называют культурой совести. Бог вознаграждает праведников и наказывает грешников. Молитвой можно было искупить грех, уйти от кары. Это вера в нравственное возрождение человека.
В произведениях средневековой литературы большую роль играет символика света и цвета. Свет воспринимает мысленным взором, т.е. очами души. Цвет вполне материален и многозначен. Создаётся иерархия: золотой - свет, красота божества; красный - мученичество, жертвенность на пути к царственности; белый - прощение, невинность; чёрный - символ греха и раскаяния. Триадность - характерная примета житийного повествования.
Природа выступала как некий символ; связь между горним и дольним мирами истолковывалась как доброе или злое предзнаменование.
В средневековой символике писатель часто отступал от исторического факта.
Христианское искусство было антитезой по отношению к античности. Было характерно изображение не объёмное, а плоское. Скульптуру вытеснила икона. Средневековое искусство основывалось на эстетике аскетизма - добровольного отречения от мирских радостей жизни. Типичные герои - святой, монах, мученик, юродивый. писатели избегали изображения любовных сцен. Женщина считалась сосудом дьявола. Она мешала мужчине на пути к очищению. Др. писатель признавал любовь только к одной даме - Богородице. Др. лит. отличает высокая духовность. Духовность пришла из Византии вместе с идеалами христианства. Софийность - единство мудрости, красоты и искусства.
Д.С.Лихачёв выделил три типа лит. этикета:
1) этикет миропорядка (жизни); предполагалось одинаковое развитие событий;
2) этикет праведнический (образец); поведение человека;
3) словесный этикет; обращение к огромной аудитории, к мысли и чувству человека;
Др. лит. носила ярко выраженный исторический характер и не допускала лит. вымысла. В ней не было трагического и комического. И.П.Ерёмин (!!!!!) выделяет воинствующий дидактизм: автором была выражена чёткая нравственная и политическая позиция. Для др. лит. характерно следование канонам. Она дорожила общим и повторяющимся - традиционным, поэтому в произведениях 11-17 вв. много общих мест.
В основе выделения жанров в лит др. Руси лежал объект изображения. Для каждого жанра существовал свои канон. например, для агиографических произведений характерна трёхчастная композиция: риторическое вступление, биографическая часть и похвала. По Д.С.Лихачёву жанры делятся на объединяющие (патерик) и первичные (сказание, послание, относительно патерика - житие...). Жанровая система динамична. Её развитие происходило во многом благодаря процессу взаимодействия её с ж. системой фольклора.
№1
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-01-16 18:33:29
Страница: 1