Отставка Н.С. Хрущева привела к смене политического курса. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Председателем Совета Министров СССР был Н.А. Тихонов.
Первые шаги нового руководства прошли под знаком борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева. В конце 1964 г. перестало существовать деление партийных организаций на городские и сельские. Восстанавливалась вертикаль партийной власти, основными звеньями которой были ЦК - республиканский ЦК - обком - райком. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в том числе по отношению к личному подсобному хозяйству.
Уже в первых мероприятиях нового руководства отчетливо обозначились две тенденции: консервативная и технократическая.
Первую представляли Л.И. Брежнев, М.А. Суслов и А.Н. Шелепин, а вторую - А.Н. Косыгин,
А.А. Громыко и Ю.В. Андропов. Консерваторы выступали за свертывание десталинизации общества и отказ от политического курса, начатого ХХ съездом КПСС, объясняя это приверженностью к стабильности. Технократы же, напротив, полагали необходимым продолжение реформ в экономике, освоение новых промышленных технологий и выход на мировой рынок, настаивали на развитии самоуправления и дальнейшей либерализации общественно-политической жизни. Но и те и другие были противниками радикальных преобразований в обществе.
Л.И. Брежнев со второй половины 1960-х годов оттесняет реформаторов и утверждает умеренно-консервативный курс в политике и идеологии.
При Брежневе складывается новый стиль руководства, чертами которого являются коллективность, обезличенность решений, подавление инициативы. Это объясняется тем, что большинство из его окружения принадлежало к поколению «винтиков» - исполнителей приказов, отученных брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения. Они начали свою карьеру в конце 30-х гг., в период кровавых чисток партийного и государственного аппарата. Двойная мораль и аппаратная интрига стали для них нормой, а разрыв между словом и делом - условием выживания.
Главным инструментом этого стиля была кадровая политика, позволяющая партийному аппарату достигать поставленных целей и продвигаться по служебной лестнице к вершине власти.
XXIII съезд КПСС (1966) исключил из Устава партии указания о нормах и сменяемости состава партийных органов и секретарей парторганизаций. Этот этап в развитии советской системы впоследствии был назван «застоем», когда руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую систему в рамках государственного социализма и исключило возможность радикальных перемен в жизни общества.
Пленумы ЦК по-прежнему собирались дважды в год, но становились все более краткими и формальными, а главное, они не оказывали существенного влияния на решение вопросов как во внутренней, так и во внешней политике.
Отличительной чертой государственно-партийной жизни в этот период был интенсивный рост управленческого аппарата. Новые министерства и ведомства появлялись почти каждый год. Увеличение аппарата управления привело к тому, что он стал самым большим (за исключением китайского) бюрократическим аппаратом в мире. К середине 80-х гг. в нем работало около 18 млн человек.
В противоречии с реальной действительностью находилась новая Конституция СССР, принятая в октябре 1977 г. В ее основу была положена концепция «развитого социализма», характеристика которой давалась в преамбуле Основного Закона. Упор делался теперь на совершенствование общества «развитого социализма», укрепление его государственных институтов.
Ядром политической системы «развитого социалистического общества», его «руководящей и направляющей силой» объявлялась Коммунистическая партия.
Конституция подтверждала экономическую основу советского государства - социалистическую собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и колхозно-кооперативной. Сохранялись основные положения предыдущей Конституции (1936 г.) о национально-государственном устройстве СССР.
Конституция предусматривала расширение сети и повышение статуса массовых общественных организаций. В их состав входили сотни тысяч рабочих, служащих и интеллигентов. Наряду с профсоюзами и комсомолом появилось много новых объединений.
Одним из проявлений консерватизма политического курса в «эпоху застоя» было ужесточение цензуры и усиление идеологического нажима на общественную жизнь. Большинство советских людей были воспитаны на идеалах социализма и убеждены в его истинности. Негативные изменения в государстве, постепенное свертывание демократии вызывало у них неприятие. Повзрослевшие «дети ХХ съезда», которых в литературе называют поколением «шестидесятников», стремились не допустить возрождения сталинизма.
Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на период 1968-1976 гг. В это время разрозненные течения диссидентов объединились в «Демократическое движение», состоявшее из трех идеологических направлений, возникших в послесталинский период: «подлинного марксизма-ленинизма», представленного, в частности, братьями Роем и Жоресом Медведевыми; западного либерализма в лице академика А.Д. Сахарова; «христианской идеологии», защищаемой А.И. Солженицыным. Общей для них была принадлежность к правозащитному движению. Оно было очень малочисленным и насчитывало всего несколько сотен приверженцев из среды интеллигенции. Однако благодаря деятельности двух выдающихся личностей, ставших своего рода символами правозащитного движения - А. Солженицына и А. Сахарова, движение нашло признание за границей.
Действия диссидентов расценивались властями как «вредные» и «враждебные». Правозащитники подвергались преследованиям. Их сажали в тюрьмы (П.Григоренко, А.Марченко), лишали гражданства и высылали за рубеж (А.Солженицын, А.Синявский, Ю.Синявский). Наиболее авторитетных «невыездных» деятелей заключали под домашний арест или отправляли в ссылку, как случилось с академиком А.Д. Сахаровым, которого на несколько лет выслали в Горький (Нижний Новгород). Однако самой распространенной формой борьбы с диссидентами стало помещение их на принудительное лечение в психиатрические больницы де с помощью медикаментов влияли на волю и психику правозащитников. На официальном уровне преследования в СССР по политическим мотивам отрицались.
Кроме прямых репрессий против диссидентов брежневское руководство осуществляет политику «закручивания гаек» в идеологии и культуре. В буквальном смысле, всенародное признание получило творчество поэта-барда и актера В.С. Высоцкого. Его остроумные песни-спектакли на злобу дня, высмеивающие косность и рутину, возвышающие советского человека, знала практически вся страна, хотя официальная цензура их не пропускала.
Одна из главных причин формирования административно-командной системы в СССР состояла в том, что социалистическая революция произошла в стране хотя и с быстрорастущим, но мало развитым капитализмом.Еще одна причина возникновения сталинской административно-командной системы состояла в том, что бюрократия, как партийная, так и государственная, формировалась из люмпен-пролетариата. 80% коммунистов едва умели читать и писать. Среди секретарей обкомов, крайкомов и ЦК нацкомпартий около 50% не имело даже среднего образования. К тому же пролетариат в 1922 г. составлял 1% населения России и физически не мог служить опорой партии.Третья причина заключается в фактическом отсутствии средних слоев в России и наличии очень маленькой прослойки интеллигенции. Основная масса интеллигенции успела
выехать за рубеж, а та, что осталась, не смогла самортизировать отрицательные последствия централизации и ущемления прав человека. Плановая система, сделанная административно-командной системой, не способна
воспринимать новшества, так как она замкнута на выполнении плановых заданий, спущенных из центра, а прибыль и заработная плата зависят от реализации плановых заданий, поэтому предприятия не заинтересованы во внедрении достижений науки. Но наибольшие трудности административно-командная система испытывает в связи с развитием масштабов интеллектуального труда.Что касается функционирования административно-командной системы, то ее жизнедеятельность в значительной мере поддерживали чрезвычайные обстоятельства.
Индустриализация, война, восстановление разрушенного войной хозяйства — все это придавало устойчивость системе, так как она могла мобилизовать средства и направить их на определенные участки хозяйства.Если в период индустриализации, в тех чрезвычайных условиях, в которых она проходила, сталинская модель хозяйствования была одним из вариантов индустриализации, хотя и худшим, то при научно-индустриальном производстве такой вариант хозяйствования превратился в тормоз всего прогресса общества. С переходом общества в постиндустриальную эру административно-командная система полностью изжила себя, возникла необходимость изменения сложившихся тоталитарных порядков. Неотвратимость перемен обусловливалась также тем, что в постиндустриальном обществе по мере развития и усложнения экономики требуются работники нового типа: культурные, широко образованные, способные к сложному труду. Они могут появиться при условии подъема благосостояния, широком развитии социальной сферы и информации. Процесс становления этих условий уже начался. Вырастает новый средний класс, значительную долю которого составляет интеллигенция и ее передовой отряд — техническая интеллигенция. Значение интеллигенции с развитием постиндустриального общества будет расти.
Отредактировано туся (2009-06-12 13:17:34)