Реформы Петра I в экономической и социальной сфере.
Развитие промышленности.
Уже в XVII веке в России стало складываться мелкотоварное ремесло, появились первые мануфактуры. Однако экономическое развитие страны сдерживалось оторванностью от мировых рынков из-за отсутствия морских торговых путей.
Решающий рывок был сделан в первой четверти XVIII века при Петре I. Если за весь XVII век в стране было основано около 30 мануфактур, то в первой четверти XVIII – около 200.
Экономические преобразования проводились не по заранее разработанному плану. Они диктовались потребностями обеспечения армии в ходе Северной войны. Армия и флот нуждались в большом количестве железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. Главным металлургическим районом страны стал Урал /было построено 12 заводов/. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире.
Развивались и предприятия и лёгкой промышленности. Построены: Хамовный /полотняный/, Канатный, Портупейный, Кожевенный, Шляпный, Суконный дворы, пуговичные, стекольные, хлопчатобумажные, силикатные и другие заводы.
В конце Северной войны Пётр приступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 была объявлена Берг-привилегия, согласно которой все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие раньше казне. Цели производства оставались при этом те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казённый заказ.
Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером рабочей силы. При Петре рабочие на мануфактурах стадии почти полностью подневольные. Сыск беглых значительно увеличился. В 1721 Петр разрешил владельцам покупать крепостных к заводам. Такие крестьяне именовались посессионными. Они считались собственностью завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. На казенных предприятиях на вспомогательных работах трудились также приписные крестьяне, для которых фабричная работа заменяла государственные подати.
Развитие торговли
Для пополнения государственной казны Пётр стремился расширить торговлю, для этих целей создавались крупные купеческие компании, строились каналы. В конце Северной войны большинство монополий было отменено. Государство жестко контролировало торговлю.
Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен был превышать импорт. Основным средством обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт и поощрительные низкие пошлины на экспорт.
Главным торговым портом стал Петербург.
Налоговая политика.
Главным источником средств являлись налоги и подати. Главным видом налогообложения  была подворная подать. В 1718 году была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Однако из-за утаивания «душ» вслед за переписью была проведена ревизия, завершенная в 1724 г. Подати брались только с мужского населения независимо от возраста. С введением подушной подати общая сумма налогообложения выросла почти вдвое. Помимо неё взимались также различные разовые платежи (на строительство флота, дорог и тп) и натуральные повинности (строительная, подводная, дорожная и др)
Петровские реформы способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания.
Реформы в области государственного управления
Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть полностью восторжествовала над церковной после «дела Никона».
В 1682 году было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Главный орган управления – Боярская Дума – формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую высока.
Старая система управления была не в силах справиться с обширными новыми обширными задачами, поставленными Северной войной. Новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми. Лишь к концу царствования Петра новая система сложилась окончательно.
Пётр руководствовался теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учёта документации.
Реформа центрального управления.
В 1701 Пётр создал Консилию министров, в ведение которой перешли все дела, решавшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но со временем просто перестала собираться. В 1711 Консилию сменил Правительствующий Сенат, который занимался поддержанием торговли, сбором налогов, контролем за правосудием.
В 1718 были созданы 12 коллегий, заменившие большинство Приказов. В 1722 была введена должность генерал-прокурора Сената для надзора за деятельностью гос.аппарата. Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами осуществляли тайные агенты – фискалы. Они несли ответственность за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получали половину штрафа, наложенного на преступника.
У Петра был личный гос. аппарат – Кабинет Его Императорского Величества. Монарх мог вмешиваться в любые вопросы, минуя гос. органы.
Реформа местного управления.
В 1708-1710 территория страны была разделена на 8 губерний, а те позднее – на 50 провинций. Провинции делились на дистрикты. Все местные органы были единообразны по всей стране и подчинялись соответственному центральному ведомству.
Ликвидация патриаршества
Церковь оставалась единственной в стране силой, формально самостоятельной по отношению к государственной власти. После смерти патриарха Адриана в 1700 Пётр не разрешил выбирать нового патриарха. Главой Церкви стал Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан Яворский. Была создана Духовная коллегия. Во главе Синода стоял светский человек, обер-прокурор. Так церковь стала гос. учреждением. Священники приносили присягу о нарушении тайны исповеди, если они узнают о каких-то антигосударственных намерениях.
Государство принуждало иноверцев к переходу в православие. Православная Церковь стала государственной, что неизбежно привело к падению её нравственного авторитета.
Государственная служба
Пётр стремился привлекать к гос. службе способных людей, вне зависимости от их происхождения.  В 1722 была разработана Табель о рангах. Вся гос. служба была распределена на три вида: военная, статская и придворная. Военные чины делились на гвардейские, армейские и флотские.  Служба для дворян была обязательной и пожизненной. Пётр ввел обязательные рекрутские наборы.
Итоги
Петровские реформы системы гос. управления способствовали окончательному установлению абсолютизма в России. Гос. аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь стала гос. учреждением. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а лишь как часть гос. механизма.