Творчество А.П.Сумарокова и его значение в истории русской литературы.
С именем Александра Петровича Сумарокова (1717—1777), связано утверждение классицизма, он был его теоретиком и практиком. В отличие от Ломоносова, Сумароков был очень плодовитым писателем. Фактически, не было ни одного классицистического жанра, в котором он бы себя не попробовал и не проявил. С ним также связано утверждение публичного русского театра, он был не только его директором, но и драматургом. В 40-70 гг – Сумароков - лидер русского литературного движения. В Сухопутном Шляхетском корпусе, где он учился до 1740 г Сумароков сочинил первое произведение – «Ода Анны Иоанновне» (40г), как приветствие императрицы от кадетов корпуса. Сумароков рано осознал свой талант писателя. Уже в 1743 г участвовал в состязании великих: переложении 43 псалма, которое с честью проигрывает Ломоносову. Интересный факт: Сумароков бережнее других переводил псалмы. Возможно сегодня мы бы отдали пальмовую ветвь ему, так как его отличительная черта – точность. Сумароков заявил о себе сначала как теоретик литературы: пишет ряд эпистол, посвященных русском языку и стихотворчеству. Был «врагом» Тредиаковского и поддерживал идеологически во многом   Ломоносова. Как и все молодые писатели, Сумароков пытался овладеть правилами стихотворного искусства, следуя поэтике Буало. В своих эпистолах («о русском языке» и «о стихотворстве», которые в 1774 г объединяет в «наставление хотящим быть писателями»)  утверждал философской основой русского классицизма рационализм и, в отличие от Ломоносова, полагал, что искусство должно действовать прежде всего на разум, который формирует эмоции и воспитывает чувства. У Ломоносова же – лирический «восторг», эмоциональное напряжение. Сумароков расширил количество образцовых писателей и произведений. Ввёл в ряд образцов – Шекспира, которого переводил и соревновался («Димитрий Самозванец» – «Ричард III» ы), Мильтона и отечественные Ф. Прокопович, А. Кантемир, М.В. Ломоносов. Сумароков впервые заявил ,что все жанры равны в правах: и малые, и большие формы – всё достойно пера поэта. И ода может быть несостоятельной, а комедия – образцовой. Также Сумароков призывал очистить литературный русский язык от засилья иностранных слов, низких и церковных славянизмов. Борьба с галломанией  - почти главное дело Сумарокова как человека, так и писателя. В 40 гг Сумароков начинал заявлять о себе как лирик. Любовная тема: и страдание, и радость, и легкое увлечение.  Он вводит в поэтический оборот новые жанровые формы: песня, романс, рондо, мадригал, сонет, стансы… Они незамысловаты, близки к народной поэзии. Его лирика во многом предвосхитила  творческие поиски Державина и поэтов-сентименталистов. Сумароков пропагандировал раскрепощённость нравов, что не поддерживал А.С. Пушкин: «циническая свирель», но он ошибался, так как Сумароков проповедовал верность, его пастушки и пастухи лишь лобзаются, горячо обнимаются и усё. Хотя, хе-хе, тему «рыцарства в любви» Александр Сергеевич перенял у Александра Петровича) В поэтическом наследии Сумарокова-морокова 65 эпистол и 7 идиллий. Главное для поэта – естественная потребность любить. Кстати, Сумароков хорошо знал женскую психологию и смог передать любовную трагедию от лица женщины. Он зачинатель элегического направления: темы жизни и смерти. И всё же, по силе поэтического воображения, размаха он уступал лирике Ломоносова, его поэзия не так завораживает, он камернее. Итак, как мы можем узнать школу ОДЫ Сумарокова:
1) нет высокой одической атрибуции: пышных метафор, развернутых сравнений, космичности, риторических фигур и прочей мишуры, следовательно
2) небольшой объем! 
Цикл «Павловских од» (70гг), учил молодого наследника быть «человеком на троне».
Сумароков первый в России в 1859 г издал литературный журнал «Трудолюбивая пчела»(в названии чувствуется дидактическое начало). В этом журнале Сумароков – прозаик. Особо можно выделить утопический политический трактат его «Сон «Счастливое общество».
Сумароков, кроме того, мастер трагедии, однако. Трагедии 30-х гг – на сюжеты из русской истории ,острый политический конфликт. В трагедиях 60-70-х гг – тираноборческие мотивы. Это произведения зрелого классициста, в центре этих трагедий – одын герой, или тиран или идел(«Вышеслав») Сумароков  - за искоренение зла, даешь нет злу!
Комедии Сумарокова на первый взгляд лишены русских черт: иноземные имена (Кларисса), слуги помогют в любовных похождениях, они подчас умнее тех, кому служат. В его комедиях  - одын сюжетный тип  - мир предсвадебной суеты – выбор жениха. В поздних комедиях 70-х гг («Рогоносец по воображению») – русские имена, герои – мелкопоместные дворяне, погружение в русский быт, слышна русская речь.
Новаторство Сумарокова в малой комедии – басне. Он именует их притчами, подчеркивая высокость темы, серьезность проблемы. Одна треть созданных Сумароковым басней – оригинальны по сюжет, были подсказаны народно сказкой, анекдотом.