Идейно-художественное своеобразие первой сатиры Кантемира “К уму своему. На хулящих учения”.
Сатира была написана в 1729 г. В Петербурге. Окончательный вариант сложился в 1743 г. Образ епископа, ранее открывавший галерею «хулящих учения», видимо, по цензурным соображениям был перемещён в середину сатиры, уступив место Критону. Однако это лишь усилило антиклерикальную направленность произведения, так как часть архиерейских «речений» стала звучать из уст светского человека, вставшего на защиту привилегий церкви и церковников. Изменение порядка следования образов подчеркнуло, что главной задачей сатирика было воспитание русского дворянства.
Сатира «На хулящих учения» - наиболее яркое явление рождающегося русского классицизма, где новое просветительское содержание уживается с «воинствующим дидактизмом» средневековья, жанрово-стилевой неоднородностью и силлабической формой стиха барочной литературы. В сатире ещё нет классицистической краткости и стройности. Но из черт классицизма в ней – прямолинейность и обличительно-поучительный характер, чёткое деление персонажей на положительных и отрицательных, использование реминисценций из античных авторов.
Двойное заглавие говорит о лиро-эпической природе произведения. Из эпоса в сатиру пришёл широкий охват явлений русской действительности, лирическое проявилось в эмоциональной взволнованности повествования, открытой оценочности изображаемого. Это начало доминирует в лирическом обрамлении сатиры.
Элементы драмы приносит в сатиру приём литературной маски.
Жанр тяготеет к социально-философской сатире, ибо касается таких важных проблем, как смысл бытия, роль личности в истории, значение просвещения, образования и науки.
Композиция трёхчастна. Пространное вступление содержит тему (российское невежество), обоснования причин создания сатиры (наступление на петровские преобразования). Основная часть – галерея «презирателей наук», заключение – итог размышлений автора над тем, что значит быть умным человеком и сатириком в России.
Система образов – распространённый в европейском классицизме тип портретной галереи, где есть два положительных героя – Пётр 2, как некий символ просвещённого человека на троне, и образ Ума, являющийся для Кантемира верховным судьёй и руководителем. У каждого персонажа сатиры есть своя философия, своё представление о разуме.
Если в первой части сатиры Кантемир создаёт ряд индивидуализированных образов врагов просвещения, каждый из которых имеет своё имя, характер, стиль речи, то второй части предстаёт порок в его социально-обобщённом виде, а в третьей дан собирательный образ отечественного невежды послепетровского времени.
В первой части от образа к образу растёт опасность для науки. Людей консервативного типа (Критон) и прагматиков (Силван) сменяют образы гуляки Луки и модника Медора. Философия Луки более опасна, так как заразительна. Для Медора «учёность» - дань европейской моде, Медор «не сменит на Сенеку фунт доброй пудры». Не случайно автор лишает Медора права на прямую речь – он подчёркивает несостоятельность героя как личности.
Враги науки у Кантемира – люди, облечённые большой властью, от решения которых зависят человеческие судьбы (церковные иерархи, судейские чиновники).
Одно из средств самохарактеристики – монолог. Если монолог Силвана – это поучение, то монолог Луки близок и исповеди.
Внутренний монолог – привилегия лирического героя, образ которого близок к авторскому. Это «мысленный диалог» человека с самим собой. Трагическая картина вырождения общества дана через призму трагедии личности, разлад между возможностями просвещённого человеческого разума и житейским опытом, подсказывающим, что самый безопасный путь существования в обществе – «сон разума». Герой находится в процессе самопознания с целью обретения гармонии внутри себя, а затем и со всем миром.
Кантемир создал классические образцы сатирического портрета. В парадном портрете епископа основное внимание сосредоточено на атрибутах внешнего облачения («ряса», «риза полосата»). Епископ предстаёт существом безликим и безнравственным. Возникает стихия маскарада, где костюм скрывает истинное лицо человека.
Кантемир рассматривал сатиру как жанр «низкой» литературы. Он сознательно отказался от книжно-славянской основы литературного языка и обратился к разговорно-бытовому стилю.
Отредактировано Be Mary (2009-06-25 19:55:31)