Проблематика и поэтика трагедии А.П.Сумарокова “Дмитрий Самозванец”
      По просьбе Ольшевской:
Трагедия – разновидность драматического произведения, в основе сюжета которого лежит конфликт, оканчивающийся физической гибелью или нравственным поражением героя.
      А.П. Сумароков первый из русских драматургов ввел жанр классицистической трагедии. Из всех трагедий Сумарокова наиболее близкой к истории является трагедия «Димитрий Самозванец». Подход Сумарокова к историческом прошлому был вызван общим подъёмом национального самосознания, стремлением деятелей русской культуры 18 в утвердить значение  своего исторического прошлого, собственных исторических традиций, как и подобает государству, заявившему себя могучей европейской державой. В трагедии на 1 план выдвинуты изменнические действия Самозванца ,вступившего в сговор с римским папой и с  поляками. Недаром трагедия начинается религиозно-философским спором об истинной православной вере и «лжесвятости» папы, который ведут Димитрий и его наперсник Пармен, выражающий точку зрения автора. Эта тема развивается в трагедии и далее ,приобретая по мере развертывания действия все больший и больший драматизм. Борьба с папизмом показывается и прослеживается в пьесе различными средствами, одним из которых является упоминания о патриархе Игнатии, грека про происхождению, тайно сочувствующему римскому папе, а после явно принявшем унию. Игнатий I из представителей высшего духовенства – признал Самозванца ,за что был возведен в патриарший сан.
      В этой трагедии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступление  патриотически  настроенных заговорщиков из среду дворян-аристократов против царя-тирана, угнетающего собственный народ с помощью иноземцев. Глубоко сочувствуя народу и пользуясь его поддержкой, заговорщики освобождают страну от власти тирана и засилья иноземцев.
      Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность постановки в трагедии серьёзных и злободневных политических проблем: престолонаследия, проблема зависимости власти монарха от воли подданных, проблема веры и др. Но решение и обсуждение их подчинено в пьесе центральному и наиболее важному для драматурга вопросу:  о долге и обязанностях монарха перед подданными и государством. Конфликт данной трагедии заключается в противоречии между абстрактным идеалом государя и реальным монархом, пребывающем во власти низших страстей и потому становящийся тираном.  Разрешение конфликта подчинено дидактической задаче. Проблема узурпации власти в стране имела злободневное звучание в век Екатерины II, занявшей престол незаконно, свергнув Петра III, инее передала власть достигшему совершеннолетия сыну Павлу. Трагедия Сумарокова, богатая политическими аллюзиями, превращалась в дискуссию о формах государственного правления в России, о сложных взаимоотношениях между «властителем» и «чернью», о нравственном облике «человека на троне». Любовный конфликт в пьесе является внешним и способствует решению главного – нравственно-политического. Главная задача положительных персонажей – стать рупором авторских идей, выразить его представление об идеальном монархе. 
      Москва выступает как действующее лицо в трагедии. Совершенно необычна конкретность описаний Москвы с её Кремлём, храмами, улицами и площадями, и тот глубокий лиризм её восприятия и освещения в пьесе, за которым стоит совершенно незаурядное знание прошлого и настоящего Москвы. Чувствуется авторская любовь к городу. Димитрий, в отличие от Ксении, Георгия и Шуйского (спасти «престольный град»), боится Москву и одновременно ненавидит её. Д.Д. Благой видит в сумароковском народе слабый зародыш и отдаленное предшествие пушкинского народа «Бориса Годунова». Но «народ» Сумарокова – это народ Москвы. В трагедии показано нарастание драматизма, связанного с ростом негодования восставшего народа, причем автор искусно использует выразительные подробности ,фигурирующие в источниках (сообщение о набате).
      Образу Шуйского присуща «живость». Хитрость и лукавство Шуйского опрадывается его  устами ссылкой на тираническое правление Самозванца. Уклончивость, притворство, хитрость соединяются у Шуйского, изображённого в трагедии, с гражданской доблестью и смелостью. Он готов умереть за отечество. У Сумарокова нет цельного образа. Сумароков не придавал значения «царской породе»,  и в трагедии неоднократно подчеркивается, что зло царствования Димитрия заключается не в том, что он был самозванцем, а в его дурном правлении. Тема заговора развертывается подспудно, заслоняемая любовной интригой. Но и самая любовная интрига оказывается здесь неразрывно связана с подготовляемым заговором. Советы, даваемые Шуйским Георгию и Ксении, воспринимается как часть его заговорщеской тактики.
      Патриотический пафос трагедий Сумарокова с наибольшей силой выражается им в героических женских образах, в «Димитрии» это образ Ксении. Перед героиней ставится дилемма: погибнуть самой или спастись ценой гибели Москвы. Лишь гибель самого Димитрия спасает Ксению от смерти за родной город. 
      А.П. Сумароков был первым русским драматургом, обратившимся к творчеству Шекспира. 25 февраля 1770 г Сумароков писал о своем «Димитрии Самозванце», что «эта трагедия покажет России Шекспира». Можно узнать черты Ричарда III в прерывистой речи злодея, обилии вопросов, задаваемых их самому себе, ответы, полные горечи, смешанные с цинизмом, характеризуют большую степень деморализации персонажа, принужденного расплачиваться за свои гнусные злодеяния.
      А.П. Сумароков строго соблюдает правила трех единств, как и подобает классицистической трагедии. Но все же, хотя действие не выходит за сцены Кремля, в орбиту политических и нравственных дискуссий героев оказывается вовлечена не только Россия, но и весь мир (диалоги о преимуществах православия над католицизмом + реальные исторические персонажи – Климент VII, Иван IV). Кроме классицизма есть и другие веяния. Под влиянием новых европейских и отчасти русских театральных исканий, Сумароков пытался конкретизировать сценическую обстановку: «Действие в Кремле в царском доме», но и элементы барочного мы видим в ремарке: «Слышен колокол». Это была изумительная находка Сумарокова, хотя современники видели в нем искусственный эффект , мешающий непосредственному восприятию текста пьесы. Сочетание в образе Лжедмитрия несочетаемого с позиций здравого смысла (царь-тиран, царь-самозванец) позволяют исследователям творчества Сумарокова усматривать в трагедии следы барочной традиции ,восходящей к драматургии школьного театра. Влияние комедийного искусства, где хозяин и слуга  - антиподы. В «Димитрии Самозванце» ,по мнению Вишневской, «звенят первые слёзы русского сентиментализма». Монологи Георгия и Ксени отражают влияние на поэтику классицистической трагедии со стороны сентиментальной «слёзной драмы», в ниъ господствует  чувственное начало. Речь героев насыщена традиционными для сентиментализма «поэтизмами»: «О небо, ты моё вздыхание исчисли!»
      Появление в произведениях наперсников было на определённом этапе развития театра большим прогрессивным достижением драматической эстетики. Вместо прежних, не всегда уместных монологов, в которых действующие лица мотивировали свои поступки, сообщали зрителям о своих намерениях или вспоминали о прошлом, появлялись «естественные» беседы героев со своими наперсниками; из этих разговоров зритель, с одной стороны, узнавал о событиях, предшествующих началу пьесы и составляющих её завязку, а с другой получали возможность проникнуть во внутренний мир героев, чтобы лучше понять идею произведения.