Русский классицизм.
Предпосылкой возникновения русского классицизма было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра 1. Петровские реформы нацелили русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русских классицизм возник почти на век позднее французского. «Просветительский классицизм» - соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения – во французской литературе расцвёл в творчестве Вольтера и обрёл антиклерикальный, социально-критический пафос. Русский же классицизм изначально ставил перед собой просветительские задачи и приобрёл статус ведущего направления к тому времени, когда Петра 1 уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 – 1730-х гг. Поэтому и начинается русский классицизм не с высокого – оды, а с более низкого – сатиры.
Для русского менталитета необходимость смирения индивидуальности перед обществом, личности перед властью совсем не была такой трагедией, как для западного мировосприятия. Выбор в этих условиях оказывался мнимым, его исход был предрешён в пользу общества.
Центральной проблемой русской жизни 18 в. Была проблема власти и её преемственности. 18 век – век интриг и дворцовых переворотов. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему – несоответствие властителя обязанностям самодержца.
Национальная специфика метода хорошо осознавалась самими писателями: если сюжеты французских классицистических трагедий почерпнуты в основном из античной мифологии и истории, то Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и даже на сюжеты не столь отдалённой русской истории.
Любая европейская культура ко времени возникновения теории классицизма уже располагала литературным языком с упорядоченной стилевой системой, принципами стихосложения, определившейся системой жанров – в русской культуре всё это нужно было ещё создавать. Поэтому в русском классицизме теория опередила литературную практику.
Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал М. В. Ломоносов, трагедии — А. П. Сумароков. В одах соединялись лирика и публицистика, позволявшая не только восхвалять царей, но и как бы “учить” их.
Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Его сатиры направлены на борьбу с «злонравным» старо-феодальным дворянством.
Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая систем стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.).
Характерный представитель русского просветительского классицизма – Я. Б. Княжнин. Его творчеству присущ патриотический пафос трагедий, сюжеты, взятые из национальной истории, тираноборческие мотивы. Наиболее оригинальная его пьеса – «Вадим Новгородский» (1789).
Другой представитель русского классицизма – М. М. Херасков. Характерная черта его произведений – серьёзность содержания. Им были написаны героические эпические поэмы («Чесменский бой»), трагедии («Венецианская монахиня»), комедии, слёзные драмы, басни.
Очень скоро литература классицизма обнаружила свои недостатки: нельзя писать по правилам, так как искусство всегда субъективно. В творчестве Фонвизина, Державина, Радищева уже прослеживается кризис классицизма (60 – 70 гг.).
Вопрос №12
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-06-23 12:05:58
Страница: 1