Данный вопрос делится чётко на три пункта. Первый  - это историческая основа. В основе памятника - реальное историческое событие, а именно поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половце 1185 года. В этом походе участвовали также его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и Трубечевский и племянник Святослав Рыльский. Дружина князя насчитывала от 4 до 9 тысяч воинов. Это малая дружина.  Предположительно Игорь выступил в поход 23 апреля, в день Георгия Победоносца. вскоре после этого в природе произошло уникальное событие - солнечное затмение - толкуемое как недобрый знак.
Учёных занимает вопрос маршрута Игоря и, в частности, местонахождения загадочной реки Каялы. Можете блеснуть моими знаниями ))))) и сказать, что недавно после долгих и упорных поисков было выяснено, что на самом деле это река Северный Донец, правый, если не ошибаюсь, приток Дона Великого. Почему автор "Слова" обозначил её как Каялу - неизвестно. Но причин думать, что это именно та самая река довольно много. Изначально войско Игоря держало строгое юго-восточное направление, а потом резко повернуло западнее. Дружина шла по высокому берегу реки и поэтому три дня страдало от жажды. Половцы этим воспользовались. Изнурённые люди и кони сражались не в полную силу. Возможно, это была одна из причин поражения князя. Интерены исторические причины самого похода Игоря.
1.родовые интересы Игоря; половцы заняли землю, принадлежавшую его деду - Олегу Святославовичу, отсюда земельный интерес;
2. чувство собственного достоинства, честь княжеская воинская, человеческая; дело в том, что Игорь не успел поучаствовать в победоносных походах Святослава Киевского 1183 и 1184 гг., и ему важно было доказать, что он воин и, мало того, великий воин.
3. необходимость оборонять южные границы Руси, отбросить половцев глубже в степь, отодвинуть их от рубежа;
4. необходимость выбора между русским и половецким началами в душе князя (он половец по бабке);
Выступая в поход. Игорь поставил перед собой невероятно смелую, но безрассудную задачу. Его замысел был заранее обречён хотя бы потому, что воевать половцев он шёл с "малою" дружиной, не известив великого киевского князя, и вести игру собирался на чужой территории, добровольно отдав преимущество противнику.
Об этом историческом событии также сообщают Лаврентьевская летопись (с указанием на смерть двух сыновей Игоря) и Ипатьевская (с упоминанием о ранении князя в руку).
Вот, собственно. самое основное.

Второй пункт - реальное и вымышленное в "Слове". Здесь напишу тезисно.
1. Святослав в "Слове" отец Игорю и Всеволоду, реально же двоюродный брат;
2. герой Игорь выступает в поход дабы "постоять за землю русскую". а как историческое лицо он имел ряд более веских оснований для этого, нежели пылкое патриотическое чувство;
3."Слово" фиксирует реальное затмение, но, в отличие от иных памятников, придаёт этому явлению символический смысл;
4. а вот разговор Игоря с речкой Донцом - это явный художественный вымысел)))
5. инициатива похода в "Слове" принадлежит не Игорю, а Всеволоду; сие есть отступление от истины);
6. вещий сон Святослава, сочувствие природы и одушевление Русской земли - это художественные приёмы, а не отображение фактов;
Всё, больше не знаю. если у кого какие соображения будут, дополните, пожалуйста.

Третий пункт - система образов. Моноцентрическая. На семинаре мы родили следующее:
      РУССКАЯ ЗЕМЛЯ - "+"                    ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ - "-"
   Боян
   Автор 
   Игорь --> Ярославна                                    Кончак
             --> Святослав                                      Гзак
   Всеволод

В центре системы - Игорь. теперь немного о звеньях системы.
1. Игорь. его отличает необычайное мужество и храбрость.Это доблестный воин, решивший постоять за Русь. Герой, несмотря на свою роковую роль в судьбе родины, изображён автором с явным сочувствием и симпатией.
2. Всеволод. также является доблестным воином, подобен буй-туру, изображён гиперболически, сопоставим с былинными богатырями.
3. Природа. одухотворена автором, изображение её наполнено языческими символами и божествами; знамения чётко делятся на добрые и недобрые для русского воинства. позиция - сопереживание. отношение к Игорю - осуждающее, но положительное;
4. Боян. идеальный певец, обладающий божественной силой песнопения, поскольку это вещий внук бога Велеса.Речь его образна, мысль его парит в недосягаемых обыкновенному человеческому разуму высотах.
5. Ярославна. вопленица, вещая дева, заклинательница сил природы.