Традиции ораторской прозы Киевской Руси отразились в поэтике одного из самых загадочных и прекрасных явлений древнерусской литературы - послания к князю Даниила Заточника. Хотя памятник открыт давно (Н.М. Карамзин) до сих пор не утихают споры о том, кто же такой был Даниил Заточник. Споры вызывают и вопросы, связанные с тем, какая из переработок послания, "Слово" или "Моление", ближе к авторскому тексту и когда они возникли: в конце 12 в или в первой половине 13в.
     Некоторые ученые(Б. Романов,И.Будовниц) были склонны видеть в Данииле Заточнике служилого боярина, стремящегося вернуться из общественного небытия и вновь стать приближенным к князю человеком. Другие ученые (А Шапов, Н. Гудзий) полагали, что послание является исповедью холопа, который интеллектуально и духовно превосходит того, от кого он зависит. Интересна позиция Д.С. Лихачева, считавшего Даниила Заточника не историческим лицом, а литературным образом скомороха.
      С просьбой о помощи Даниил обращается к князю Ярославу, который в разных списках и редакциях выступает то как Ярослав Владимирович(князь новгородский), то как Ярослав Всеволодович(князь переславский). В зависимости от адресат послание датируется то концом 12в, то первой третью 13. В тексте памятника есть упоминание и о Новгороде Великом, и о Боголюбове - загородной резиденции владимиро - суздальского князя. Автор обыгрывает семантику этих топонимов: Новый город так стар, что углы домов в нем разрушились, Боголюбово - Богом любимое место.
     Меткую характеристику Даниилу Заточнику как одному из первых русских интеллигентов, чей талант оказался не востребованным обществом, дал В.Г. Белинский:"Кто бы ни был Даниил Заточник, можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые на беду себе, слишком много знают..."
     Чувство собственного достоинства мешает Заточнику принять возможный совет князя:чтобы избыть нищету, жениться на богатой, даже если она "злообразна". Рассуждение о злых женах в послании Даниила - традиционная тема для средневековой литературы, особенно монашеской.
     "Слово" Даниила Заточника построено по законам ораторского искусства. Писатель активно использует риторические фигуры, например("Княже мой, господине"), различные виды повторов.
     "Слово" Даниила Заточника, как полагают ученые, написано псалтырным, или молитвословным стихом. Отсюда, по мнению Д.С. Лихачева, автора монументального исследования "Поэтика древнерусской литературы", присущие этой форме стилическая симметрия и другие "парные" сочетания, которые лежат в основе ритмической организации текста.
     Другая и, видимо, более поздняя переработка послания - "Моление" - представляет собой, представляет собой по мнению ряда исследователей, пародию на послание. Здесь преобладает "скомороший" стиль, полный парадоксов и игры слов; речь автора уподобляется алогичной и бессвязной речи шута, в то время как в послании все было подчинено единой цели - иллюстрации ума и образованности автора, мечтающего стать княжеским дружинником.
     Высокий уровень самосознания автора, уверенного в том, что ум - основное богатство человека, что его знания и таланты будут востребованы обществом, свидетельствуют о появлении в русской литературе накануне монго-татарского нашествия черт ренессанского характера:)