Появляется памятник, в котором демонстрируется очень хорошее знание бытовой стороны. Это - “Моление Даниила заточника”. Есть две редакции (а переписывался он много раз; каждый выбирал то, что ему нужно, и добавлял что-то о себе). Все вместе нарисовали замечательный портрет автора. Здесь формируются новые ценности, новые представления о человеке. Это – поворот к возрожденческой оценке человека.
“Моление Даниила заточника” до сих пор загадочно. Кому адресовано – Ярославу Всеволодовичу или Ярославу Мудрому? Кто такой автор – то ли холоп, то ли дворянин (военный), то ли человек, попавший в заточение? О чем он молит – непонятно: то ли от заточения из тюрьмы освободить, то ли деньжат подкинуть. Но этот памятник так долго переписывался, каждый добавлял что-то свое, поэтому он неопределенный, но популярный.
Содержание
Есть автор, есть князь и есть текст, который должен доказать, что автор должен помочь Даниилу заточнику. При петиции: похвала адресата (Даниил это и делает, следовательно он знает человеческую психологию. Он говорит о красоте князя в выражениях, подчеркнутых из “песен любви”, где красота женская. Но можно похвалить и так: ругань на врагов – говорит, что лучше есть воробья на дворе князя, чем … у боярен - бояр), показать нужду в помощи (Даниил говорит, что он в тени, рассказывает о том, что друзья исчезли вместе с деньгами. Тут поворот (!!!) – он начинает предполагать, какой выход может ему предложить князь. Говорит: можно украсть, но Даниил – честный!; можно уйти в монастырь – не хочется, так как он не чувствует призвания и не будет обманывать Бога!; можно жениться на богатой – но какая богатая пойдет за бедного? Только если она злая/некрасивая, затем описывает ужасы женитьбы на злой жене. Для Даниила злая и злообразная – одно!). Это все, чтобы показать, что нет другого выхода, поэтому нужно сказать, какой он хороший (Даниил подходит к жтому тонко: он не приписывает себе тех качеств, которых у него нет. Он говорит, что он труслив, но и о своих замечательных качествах, реальных достоинствах и убеждает в этом князя. Он формирует представление у князя о том, за что надо ценить человека: это ум, образованность. Даниил его убеждает (сравнение: богатый но глупый человек – золотой сосуд с грзью), поэтому он может быть князю хорошим советником. Он, Даниил, цитирует все, что угодно (показывает, что знаком с книгами). Белинский назвал Даниила первым русским интеллигентом. Но это не верно, потому что он делает так, чтобы князь над ним посмеялся), начало скоморохи (использует все различные фольклорные приему – загадки, поговорки/пословицы). Психологизм – самая интересная черта. Здесь – с бытовой точки зрения.