«История о Казанском царстве»
Важная веха русской истории ХVI столетия- завоевание Казани (1552). Оно воспринималось современниками как справедливая расплата за столетия национального унижения в период монголо-татарского ига, за опустошительные набеги ордынцев и казанцев на Русь, не прекратившиеся после « Мамаева побоища» ( 1380) и « состояния на Угре» (1480). Взятие русскими войсками Казани, а затем Астрахани (1556) открыло водный путь по Волге, сделала возможным торговлю Руси со странами Востока. «Покорение» Казани укрепило международный авторитет Московского государства, стало препятствием на пути турецкой экспансии в Европе.
Окончательная победа Москвы над Казанью нашла отражение в целом ряде памятников древнерусской литературы, Рассказ об переломном событии в русско-татарских отношениях читается в составе «Летописца» начала царства, «Степенной книги», «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского.
«История о Казанском царстве» по праву занимает центральное место в цикле произведений, посвященных событиям 1552 года. Сочинение историко-публицистического характера, созданное в 1564-1566 годах ХVI века, представляет собой беллетризованный рассказ о русско-татарских отношениях на протяжении трех веков, со времени возникновения Золотой Орды до завоевания Иваном Грозным образованного не ее развалинах в середине ХV столетия Казанского ханства. «Историю о Казанском царстве» принято относить к литературным явлениям эпохального характера, причем не только по объему освоенного писателем материала, но и по наличию в произведении новых для русской литературы черт. В том числе автобиографического начала.
«Особенности жанра, композиции и сюжета «Казанской истории»
Художественное своеобразие «Истории» состоит в использовании почти всех известных на Руси форм повествования, поэтому исследователям так трудно определить жанр произведения.
Первая часть «Истории» напоминает летопись: она охватывает большой временной промежуток, отличается многофигурностью, однако в ней нет мозаичности летописной картины истории, ибо отбор и изложение фактов подчинены идейно-тематическому единству произведения. «История» придерживается реальной хронологии событий, но в ней нет строгого соблюдения погодного принципа расположения материала. Автор «Истории», в отличие от летописца, меньше дорожит точностью хронологических выкладок. В тексте можно встретить обороты типа: «надолго», «лет шесть». Не все описываемые автором события соотнесены с той или иной датой; хронология в «Истории» может быть не прямой, а относительно какой-либо точки отсчета. По сравнению с другими произведениями исторической прозы Древней Руси, «Казанская история», посвященная не одному событию, имеет сложную сюжетно-композиционную основу. По мнению Т.Ф.Волковой, произведение состоит из 2 частей. Повествование в первой части (главы 1-50) ведется по трем сюжетным линиям: первая связана с историей Казанского царства, вторая посвящена важнейшим событиям русской истории ХIII- середины ХVI века, третья касается истории русско - казанских отношений.
Вторую часть «ИоКц» Волкова делит на 6 фрагментов, каждый из которых знаменует новый этап осады Казани.
Главное место в повести отводится событиям 40-50-х годов ХVIвека, когда Иван Грозный осуществляет ряд походов на Казанское ханство, основывает на правом берегу Волги город Свияжек как форпост русских войск.
В произведении присутствует не только публицистический пафос, но и художественный вымысел. Свободное обращение с фактами позволило автору связать единой сюжетной линией большое количество событий и человеческих судеб. В целом сюжет «Истории» можно определить как телеологический, целенаправленный. Единство повествовательного ряда подчеркивается делением на ряд глав, каждая из которых имеет свое название. Обычно заглавия носят пространный характер, определяя тематику и сюжетную основу рассказа. Реже названия включают указание на жанровую природу фрагмента или дают оценку изображаемому.
Концовки отдельных главок тоже являются одним из характерных для произведения способов связи между частями. В большинстве главок подводится итог сказанному и создается плавный переход к изложению последующих событий. В качестве объединяющего начала в повествовании выступает циклизация глав вокруг личности того или иного героя. В основном это правители, русские князья и ордынские, а затем казанские ханы. Через все пространство «Истории» проходит прием антитезы. Это противопоставление прошлого и настоящего, Москвы и Казани, радости по поводу военных успехов и горечи поражений, символики «света» и «тьмы», «большой воды» и «слабого огня».
Связь между отдельными фрагментами «Истории» осуществляется на идейно-тематическом уровне. Описывая события с момента основания Казани легендарный болгарским царем Саином до взятия города войсками Ивана грозного, писатель остается верен своей историко-публицистической концепции: все история казани- это история ее постепенного подчинения Москве. Автор произведения утверждает мысль о первостепенности заслуг Ивана грозного в этом трудном деле. Новое заключается в том, что авторская идея реализуется не столько через поучение религиозно-назидательного толка, сколько через сам ход повествования.
«Проблема авторства произведения»
Имя автора « Истории о Казанском царстве», как и многих памятников древнерусской литературы, неизвестно. В произведении содержаться следующие сведения о его создателе: он попал в плен к «варварам» (иноверцам), был подарен казанскому хану Сафа- Гирею, принял магометанство и двадцать лет прожил в Казани. В 1552 году, когда русские войска подошли к Казани, он бежал из плена и поступил на службу к Ивану Грозному, крестившему его и давшему небольшой земельный надел.
Создатель истории акцентировал внимание на своем привилегированном положении при ханском дворе. Положение почетного пленника позволило ему собрать богатый материал по истории Казани, что он безуспешно пытался сделать, еще будучи свободным человеком и находясь на родине. Попав в плен и живя в Казани, автор «истории» использовал представившуюся возможность удовлетворить свой интерес.
Примечательно, что создатель произведения адресовал свой труд советскому читателю из демократических кругов- простому воинству, охваченному скорбью по погибшим в боях за Казань. Постоянные обращения к читателю, от которого автор не скрывает смятенности чувств, вызванной переживаниями о пережитом, когда «страх обдержит», «сердце горит», придают повествованию особый доверительный тон.
Проблема атрибуции произведения до сих пор относиться к разряду дискуссионных. В ХVIII-ХIХ веках ученые не сомневались, что автором «Истории» является священник Иоанн Глазатый, чье имя было указано в одном из списков произведения. Однако в начале ХХ века Г.З.Кунцевич высказал предположение, что Иоанн Глазатый- автор лишь отрывка русской летописи, присоединенного к « Казанской истории».
Отредактировано Машка (2009-01-19 18:27:48)