26) До «Хождения» Афанасия Никитина в народном сознании в русской литературе существовал образ Индии как сказочно богатой страны, населённой мудрецами, который сложился благодаря рассказам «Александрия», «Сказание об Индии богатой», «Слово о рахманах». Индия в представлении древних находилась где-то на краю земли, куда трудно было добраться из-за «морских пучин» и огромных расстояний. Образ Индии рисовался как фантастический мир, полный чудес. Там были магнитные горы и озёра с живой водой, говорящие деревья и птицы. Даже в 17 в русские путешественники не сомневались: индийский правитель настолько богат, что может засыпать золотом всю палату. С Индией были связаны социально-утопические мечты русского средневекового человека, который долго полагал, что Индия – христианская страна, «земной рай».
Реальный портрет Индии, созданный А. Никитиным, развеял традиционные представления русских об этой стране. Путешественник рассказал о войнах в Индии, где царят социальное неравенство и религиозная рознь.
Афанасия поражают нравы и быт Индии. В путевых записках он отмечает, что кожа у местных жителей чёрная, что люди ходят полуодетые, «дети родятся на всякий год», люди употребляют в пищу много разных трав и едят правой рукой. Автор описывает роскошь султанского дворца, вооружение индийской армии, особенности климата, ежегодный базар близ Бидара.
Время создания произведения – 15 в. (Путешествие в Индию Никитин совершал в 1466 – 1472 гг.)
Большинство исследователей считают, что путевые заметки были написаны в Индии, и только самая последняя часть по пути на Русь, после третьего моря – Чёрного. Судя по тексту памятника, Никитин завершил произведение уже после Чёрного моря, иначе текст бы не заканчивался словами: «Милостию же божию преидох же три моря».
Никитин не смог вернуться в родную Тверь: он умер по пути домой, не дойдя до Смоленска.
Тема произведения отражена в заглавии: путешествие автора в Индию.
Идея – рассказать о ранее неизвестной стране. Автор передаёт чувство родины, причастности к православному миру, находясь на чужбине.
Произведение считается образцом купеческого хождения, путевых записок нового типа. Основную часть «Хождения» составляет рассказ об увиденном и услышанном. В произведении господствует перечислительная интонация, мало лирических размышлений автора.
Композиция трёхчасна: туда, там, оттуда. (что и характерно для жанра ходения). Последняя часть не завершена, так как смерть оборвала работу писателя.
Сюжет хроникальный (последовательная связь событий), динамический, циклический (1 герой, ряд мини-сюжетов).
Образная система моноцентрическая (главный герой – Афанасий Никитин).
Второстепенные:
Василий Панин (московский посол) и Хасан-бек (татарский посол) – помогают герою, когда его судно разграбили татары.
Очень сложный хронотоп. Большая часть повествования приходится на Индию, Русь – в начале и в конце. Три моря (Дербентское (Каспийское), Индийское и Чёрное) указывают отдалённость Русской земли от Индии.
В произведении указано очень много топонимов, но многие города, по словам автора, не называются, так как «много ещё городов больших».
Подробно описаны Индийские города Парват и Бидар.
Часть пространства преодолевается путешественником легко (Казань, Орда, Услан, Сарай, Берензань). Появляется враждебное пространство – на Багуне судно Афанасия разорено татарами. Здесь Афанасий направляет свой путь именно в Индию: в Твери его ожидало разорение , а любознательность, твёрдость и решительность характера толкают его в путешествие «за три моря».
Часто встречаются указания на время, проведённое Никитиным в том или ином месте: Ченокур – полгода, Кашань – месяц и т. д. В Индии он провёл три года.
«Хождение» необычно по своему стилю. Ему чужда риторическая украшенность, основа произведения – разговорная речь, русские слова перемежаются с иностранными. Это объясняется либо тем, что этого требовало чужое пространство, либо тем, что не по-русски автор записывал свои не совсем обычные мысли по религиозным и политическим вопросам. Предельный лаконизм, точность описаний.
Так как автор был свободен от канонов, намечались новые пути в развитии формы «хождения», связанные с обмирщением жанра.