33)Монументальные памятники 16в.
Включаются 6 основных:»Волоколамский патерик»-Досифей Топорков-30-40гг.
«Великие мении чети»-митрополит Макарий-30-50гг.
«Стоглав»-сборник постановлений церковного собора-1551г
«Домострой»-возможный автор Сильвестр-сер.16в.
«Степенная книга»-возм.автор митрополит Афанасий-1560-1563гг.
Московский литописный лицевой свод-по заказу Ивана Грозного-60-70гг.
«Домострой»складывался как синтез традиций учительной прозы Средневековья,как рус.,так и переводной.Сложный состав и внутренние противоречия связаны с использованием различных источников разного типа.По мнению Колесова: 1)поучения отцов к сыновьям;2)наставления отцов церкви-как жить христианству,собранные в разные сборники,н-р,»Измарагда»;3)средневековые «обиходники»,кот.строго определяли жизнь порядок жизни в монастыре как идеальном доме;4)небольшие рассказы бытового характера,возникшие в городской литературной среде;5)»Д-рои»переводные.
     Но определяющей была опора на национальную традицию,что нашло отражение в содерж.,жанре и стиле.»Д»обобщал опыт жизни дедов и отцов для внуков и сыновей-связь времен.
     Среди национальных примет «Д»ученые называют высокое положение хозяйки дома в иерархии семейных отношений,включал в себя «Похвалу женам»:она не оставит в беде мужа,достойно воспитает детей, руковод.в доме, но послед.слово за хозяином.
       Дань средневековым нормам жизни-система телесных наказаний как способ воспитания детей.Розга,занесенная над ребенком-воплощение идеи неотвратимости кары за проступок.

«Волоколамский патерик»
     В В.П. обосновывался союз «царства» и «священства» в борьбе за единение страны, за искоренение еретических учений и пережитков язычества. Памятник донес до нас такие ценные исторические свидетельства, как рассказ о потрясшей страну в 1427г. Эпидемии «черной смерти» (бубонная чума). Патерик содержит эскиз первой в русской литературе картины «пира во время чумы». Верный принципу контрастности изображения, средневековый писатель показал, что люди преодолевали страх смерти по-разному: одни молились и постригались в монахи; другие «питию прилежаху».
      С событиями «великого мора» в патерике связан цикл эсхатологических сказаний, где в форме хождения некоей инокини по раю и аду раскрывалась традиционная для литературы Средневековья тема загробной жизни человека. В отличии от Киево-Печерского патерика Волоколамский испытал более сильное влияние со стороны переводных «отечников» особенно  Римского патерика Георгия Великого (590-604), 4ая книга которого была посвящена проблемам эсхатологии. Но русская интерпретация загробной жизни отличалась, от римской.
    Жанровый состав памятника:поучение Иосифа Волоцкого об общежительстве и личном нестяжании монахов, дидактические новеллы на тему «бесования женского», популярные в монашеской среде, «летописные» фрагменты об истории города Волока-на-Ламе,рассказы воспоминания о святых,бывших современниками Досифея Топоркова и Иосифа Волоцкого(И.В.). Если легендарная часть патерика занимательна и остросюжетна, то мемуарная больше содержит историч.и бытовые подробности,т.к.минувшие события не успели подвергнуться процессу фольклоризации, стать монастырским преданием.
     
   «Степенная книга»
Гл.цель»С.К»-апология русского самодержавия,освящение его союза с церковью.Тема самодержавства проходит через все повествование,а само слово образует в книге устойчивую лексическую группу.Здесь церковная интерпритация сути «московского самодержавства» и его насущих задач:заботы об укреплении основ православия,защиты интересов церкви,борьбы с еретическими движениями и т.п.-имела актуальное звучание накануне конфликта «царства»и «священства»,в годы опричнины.В «С.к»жития рус.правителей насыщены историческим материалом,в основном летописного происхождения.»С.к.»отражает новое соотношение м/у историч.фактом и вымыслом в лит.16века.

Великие минеи чети митрополита Макария
Создавался с начала 20-30гг.26века в Новгороде,а завершилась в сер.столетия в Москве.Существуют 3 редакции,наиболее успешная-Успенская.
В.М.Ч-официальный агиографич.свод,в него не вошли произведения светского хар-ра(летописи и хронографы),жития,имеющие проновгородскую ориентацию(житие Антония Римлянина) или с нарушением агиографического канона(Петр и Феврония).Тексты в этом сборнике подверглись правке:были ослаблены беллетристическое начало переводного «Жития Варлаама и Иоасафа»;из «ития Михаила Черниговского»удалены размышления князя о жене о детях,из»Жития Михаила Клопского»устранен эпизод таинственного появления героя в монастыре, стиль древних житий был обновлен с целью придания ему пышности и торжественности.

32)Политика Грозного,направленная на укрепление единодержавия,вызвала отпор со стороны боярской знати.Эту борьбу ярко отразила переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Строго и размеренно звучит обвинительная речь Курбского,построенная по правилам риторики и грамматики.К.выступает в роли прокурора,предъявляющего царю объвинение со стороны «униженных»бояр,кот.являются опорой гос-ва.Он объвиняет царя в злоупотреблении властью.Курбский понимал,что полностью вернуть старые порядки не возм.,но и не требовал этого.-считал просто необходимым поделить существующую власть м/у царем и боярами.
Послание К.взволновало царя-его ответ ярко раскрывает сложный и противоречивый х-р царя.Послание царя обнаруживает недюжий ум,широкую образованность,начитанность.Он выступает как политик,гос.человек,и речь его в начале сдержанна и официально.Но ближе к концу его «прорывает»,он обращается со злой иронией:»ты,собака!»В послание для убедительности вводит биографические данные,где описыает как в его младенчестве было расхищено боярами все богатство отца его и матери.
Всего 3послания Курбского и два ответа Грозного.