«Проблема авторства произведения»
Имя автора « Истории о Казанском царстве», как и многих памятников древнерусской литературы, неизвестно. В произведении содержаться следующие сведения о его создателе: он попал в плен к «варварам» (иноверцам), был подарен казанскому хану Сафа- Гирею, принял магометанство и двадцать лет прожил в Казани. В 1552 году, когда русские войска подошли к Казани, он бежал из плена и поступил на службу к Ивану Грозному, крестившему его и давшему небольшой земельный надел.
Создатель истории акцентировал внимание на своем привилегированном положении при ханском дворе. Положение почетного пленника позволило ему собрать богатый материал по истории Казани, что он безуспешно пытался сделать, еще будучи свободным человеком и находясь на родине. Попав в плен и живя в Казани, автор «истории» использовал представившуюся возможность удовлетворить свой интерес.
Примечательно, что создатель произведения адресовал свой труд советскому читателю из демократических кругов- простому воинству, охваченному скорбью по погибшим в боях за Казань. Постоянные обращения к читателю, от которого автор не скрывает смятенности чувств, вызванной переживаниями о пережитом, когда «страх обдержит», «сердце горит», придают повествованию особый доверительный тон.
Проблема атрибуции произведения до сих пор относиться к разряду дискуссионных. В ХVIII-ХIХ веках ученые не сомневались, что автором «Истории» является священник Иоанн Глазатый, чье имя было указано в одном из списков произведения. Однако в начале ХХ века Г.З.Кунцевич высказал предположение, что Иоанн Глазатый- автор лишь отрывка русской летописи, присоединенного к « Казанской истории».
Традиционное и новое в изображении человека
Главный герой «ИоКц» - царь Иван Грозный- окружен ореолом славы. Причины организованного им похода на казань истолкованы автором не как стремление расширить территорию Московского государства, а как желание сражения с казанцами он обезопасить границы Руси.
Новаторской чертой исторического повествования становиться изображение врага, которое нарушает многовековую традицию воинской повести, нормы литературного этикета. Двадцатилетнее пребывание а Казани позволило автору «Истории» объективнее, чем русские летописцы, судить об этом народе, отдавая дань уважения его воинской доблести, восхищаясь красотой и мощью созданного им города, равного которому нельзя найти «по всей нашей русской земли» и в «чюжих землях». Защитники Казани изображаются как герои, они отклоняют ультиматум ивана грозного и готовятся к обороне города. Казанцы- храбрые и искусные воины, один из них способен битьсясо ста русинами». Падение города сопровождается насилием со стороны победителей: убийством жителей, разграблением мечетей.
Таким образом, впервые русские воины изображаются не только как мужественные в бою и милосердные к побежденному противнику. Одержимы «завистью сребролюбия», они способны убить друг друга при дележе добычи, не знают жалости.
Не все татары в «Казанской истории»- враги Московского государства, среди них были и такие, как Шигалей, «в ратном деле зело прехитр и храбр». Автор не скрывает особой теплоты чувств, которая присуща его рассказу о Шигалее.
И в «Казанской истории» христианский Бог иногда выступает на стороне «неверных», но «милосердных» татар, если им противостоит такой русский, как московский князь Василий II, способный нарушить клятву, исполненный «сбирепосердия». По убеждению древнерусского писателя, « не токмо нам. Крестьяном, Бог помогает, но и поганым по правде пособствует». Именно эта мысль придает его произведению о войне гуманистическое звучание, общечеловеческую и вневременную художественную ценность.