Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Сюжетно-композиционный анализ произведения.
«П о П и Ф» открывает религиозно-филосовское вступление. На картине мира, нарисованной писателем, человек выступает как высшее творение Бога. Создатель даровал человеку ум, слово и душу. В произведении находит преломление идея ренессансного гуманизма о том, что ум- главная ценность человека. Путь человека к святости состоит в том, чтобы направить дарованные Богом ум и власть на добрые дела и через страдание и смирение обрести «истинный разум».
Основная часть»Повести» состоит из нескольких самостоятельных эпизодов-новелл. Связь между отдельными фрагментами повествования чаще причинно-следственная, но может быть и логико-хронологической. В произведении есть сюжетные связки: болезнь Петра мотивирует встречу князя с народной целительницей; «худородие» Февронии приводит к конфликту княжеской четой и боярством Мурома.
В основе первой новеллы, посвященной змееборчеству Петра и объясняющей причины его болезни, лежит «любовный треугольник»: к жене муромского князя Павла, старшего брата Петра, летает Змей-обольститель, принимая облик ее мужа. Так в «Повести» задается тема любви и супружеской верности. Следуя совету мужа, она выведывает тайну смерти врага, которому  суждено погибнуть «от петрова плеча, от Агрикова меча»
Агиографическая традиция в произведении поддерживает фольклорную: обретение меча происходит в результате чуда. Писатель дорожит художественной  деталью,  которая призвана убедить  читателя в достоверности описываемых событий,- Петр находит меч не просто в церкви, а в щели между плитами в алтарной стены.
Ермолай-Еразм творчески использует мотив змееборчества, хорошо известный ав русском героическом эпосе. Змей не вредит населению Мурома, лишен былинно-сказочной мощи и низведен до роли любовника. В произведении встречаются такие сюжетные повороты, которые не имеют аналогов в народном творчестве. Например, автор «Повести» нарушает сказочный обычай: Петр, победив Змея, не обретает жены брата, поединок не завершается свадьбой. От крови Змея тело Петра покрывается язвами, герой заболевает. Описание поединка князя со Змеем лишено сказочной обрядности- в «Повести» отсутствует похвальба Змея и сдержанный ответ на нее героя.
Вторая часть «Повести» раскрывает историю взаимоотношений между Петром и «мкдрой девой» Февронией. Истинным героем ее является не муромский князь, способный на обман, а крестьянка- целительница, что свидетельствует о демократизации житийного героя, о процессе постепенного обмирщения агиографии. Феврония- носитель чрезвычайно активной жизненной позиции народной мудрости, духовной красоты и силы. Она обладает  магической связью с миром природы, ей присущ дар исцелять людей, приручать зверей. Речь Февронии поэтически образна и загадочна, требует истолкования.  Целительство  Февронии связано с любовной магией, поэтому во второй части «Повести» так много свадебных образов, символов и аллюзий. Используя средства народной медицины от кожных заболеваний, девушка лечит князя с помощью хлебной закваски. В фольклоре квашня, символизирущая плодородие, означает и девицу, достигшую брачного возраста, готовую стать женой и матерью; баня выступает как обязательная часть свадебного обряда; тканье, являющееся центральным мотивом «Повести», олицитворяет брачный союз,переплетение женского и мужского начал.